Главная » Файлы » Экспертизы |
22.12.2016, 16:55 | |
1. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых. 2. Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших. 3. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам сексуального насилия. 4. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. 5. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально - психологических особенностей обвиняемого (потерпевшего, свидетеля). 6. Заочная (в т.ч. посмертная) судебно-психологическая экспертиза. 7. Судебно-психологическая экспертиза по делам о сделках с пороками воли. Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой в рамках уголовного процесса К компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и значимые для правосудия. Причем целью проведения экспертизы может быть получение информации по фактам как входящим в предмет доказывания, так и промежуточным, вспомогательным. Типовые вопросы, которые можно ставить на разрешение судебно-психологической экспертизы, приведены ниже. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых Вопросы 1. Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? 2. При наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших Вопросы 1. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания? 2. Учитывая уровень психического развития свидетеля или потерпевшего и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (каких именно)? 3. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию? 4. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости? Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам сексуального насилия Вопросы 1. Каковы основные индивидуально-психологические особенности личности потерпевшей (потерпевшего)? 2. В каком психическом состоянии находилась потерпевшая (потерпевший) в момент совершения преступления? 3. Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуальные особенности, могла ли она (он) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий или оказывать сопротивление в криминальной ситуации? Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний Вопросы 1. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта? 2. Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации? Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) Вопросы 1. Каковы основные индивидуально-психологические особенности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля)? 2. Имеются ли у обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) такие индивидуально-психологические особенности, как... (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенной враждебности, агрессивности, возбудимости, авторитарности, внушаемости, подчиняемости, зависимости и пр.)? 3. Могли ли эти индивидуально-психологические особенности оказать существенное влияние на поведение обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) в интересующий следствие (суд) период (указать конкретно)? или 4. Каким образом индивидуально-психологические особенности проявились в интересующий следствие (суд) период (указать конкретно)? Посмертная судебно-психологическая экспертиза Вопросы 1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству? 2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествующий самоубийству? Судебно-психологическая экспертиза по делам о сделках с пороками воли Вопросы 1. Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации? 2. Находился ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в таком психическом (эмоциональном) состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими? 3. Мог ли испытуемый, с учетом его индивидуально-психофизических особенностей, конкретных условий заключения сделки, а также психофизического состояния в момент принятия решения и заключения сделки, правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства (какие именно)? 4. Мог ли испытуемый, с учетом вышеназванных обстоятельств, правильно осознавать внутреннее содержание совершаемых действий (каких именно)?
Необходимые данные Объектами судебно-психологической экспертизы могут быть источники информации об обстоятельствах преступления (применительно к уголовному процессу) или об иных важных для правосудия событий – любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психологическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу. Материальные источники могут содержать информацию двух типов: 1) общие психологические сведения о субъекте, 2) сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности (в том числе поведения) субъекта в определенный значимый момент. Материалы, содержащие информацию первого типа, раскрывают обстоятельства индивидуального психического развития испытуемого, позволяют получить данные о чертах характера, привычках, реакциях, стереотипах поведения, особенностях взаимодействия с людьми, социальном и профессиональном статусе. В этом отношении ценными для эксперта являются показания родственников и знакомых, неформальные характеристики, трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности (авторские произведения, письма, дневниковые записи, пр.), справки, медицинская документация, прочее. В качестве важных источников информации второго типа могут выступать протоколы допросов, в которых зафиксированы показания обвиняемого, потерпевшего, свидетелей; протоколы следственных действий, вещественные доказательства, документы как вид вещественного доказательства, сведения о способе и орудиях совершения преступления, данные осмотра места происшествия, заключения судебных экспертиз других классов и родов (медицинской, психиатрической, криминалистической). Предоставляемые для ознакомления экспертам материалы дела должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию как первого, так и второго типа. Значение для экспертного исследования и требования к форме и содержанию некоторых материалов дела Протокол осмотра места происшествия. Поскольку эксперт не может самостоятельно собирать материалы, а условия и обстоятельства преступления имеют большое значение при воспроизведении действий подэкспертного, их анализе, исследовании психического состояния, то следствие должно предоставить эксперту максимально полную и объемную информацию о месте происшествия. Более всего эксперта интересуют следующие моменты: место расположения тела потерпевшего, видимые повреждения, предметная обстановка, наличие разрушений, место обнаружения орудия преступления. Чертежи и фотоснимки не являются обязательными, однако, их наличие облегчает задачу воссоздания общего вида места происшествия. Протокол допроса подозреваемого (обвиняемого, подсудимого). Эксперту должны быть предоставлены все протоколы показаний подэкспертного, особенно если в ходе следствия показания меняются, уточняются, дополняются. Это позволяет осуществлять, во-первых, психологический анализ содержания показаний в их динамике, во-вторых, проводить анализ мотивов и психического состояния лица, дающего показания на разных этапах следствия. Немаловажным требованием является максимальная точность в изложении показаний (дословность показаний, отражающая особенности мыслительной деятельности, эмоциональные компоненты поведения, специфику лексики допрашиваемого). Субъективное изложение обвиняемым обстоятельств содеянного и собственных действий – ценный источник информации для эксперта-психолога. С точки зрения психологического исследования важно, что в действительности помнит субъект (поскольку в состоянии эмоциональной захваченности отражение может быть неполным), как описывает свое внутреннее состояние. Акт медицинского освидетельствования на предмет установления алкогольного опьянения подозреваемого. При анализе состояния и действий обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) важным является наличие или отсутствие у него в исследуемый период состояний, изменяющих психическую деятельность (таковыми являются, в первую очередь, алкогольное и наркотическое опьянение). Очевидно, что освидетельствование имеет смысл, когда проводится спустя незначительное время после совершения преступления. В таких случаях, помимо самого факта алкогольного опьянения (а особенно при его отсутствии) протокол освидетельствования содержит важную информацию о вегетативных проявлениях у свидетельствуемого и особенностях его психофизиологического состояния. Протоколы допросов свидетелей. В показаниях свидетелей эксперта-психолога интересуют не только подробные данные о действиях подэкспертного на разных этапах криминальной ситуации, но и сведения о его внешнем виде, мимике, пантомимике, внешней экспрессии. Объектами исследования так же являются: протоколы следственных экспериментов; заключения судебно-медицинской экспертизы о характере и тяжести повреждений, причине смерти, локализации повреждений, последовательности их причинения (если такая установлена), особенностях орудия, наличии у жертвы алкогольного (наркотического) опьянения и его степени тяжести; заключение судебно-медицинской экспертизы о наличии, характере, тяжести телесных повреждений у подэкспертного; протокол личного досмотра подозреваемого; протоколы, фиксирующие дачу показаний на месте происшествия; протоколы допросов соучастников преступления; протоколы очных ставок; протоколы допросов свидетелей и потерпевших; тексты; печатная продукция и изображения; аудио- и видеоматериалы; продукты творческой деятельности. Полнота информации, достаточность исходных данных при назначении судебной психологической экспертизы обусловливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов. Поэтому проведение СПЭ на ранних этапах следствия представляется нецелесообразным. Появление новых исходных данных в таких случаях может вызвать необходимость в дополнительной экспертизе. Примерная схема изучения психологии обвиняемого I. Условия жизни обвиняемого перед совершением преступления:
II. Образ жизни обвиняемого перед совершением преступления:
III. Направленность личности:
IV. Интеллектуальные особенности:
V. Характер: а) отношение к собственной личности:
б) отношение к людям:
в) отношение к вещам, материальным ценностям;
г) принятие решений:
VI. Эмоциональность:
VII. Положение в группе (лидер, подчиненный, отвергаемый):
VIII. Странности в поведении. Примерные схемы характеристик на обвиняемого Производственная характеристика:
Характеристика с места учебы:
Характеристика с места жительства:
| |
Просмотров: 2177 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |